Система товарно-материального учета «СОЛО» для предприятий оптово-розничной торговли, общественного питания и гостиничных услуг на базе операционной системы Linux
Принципиальный выбор операционной системы Linux в качестве основной при разработке системы товарно-материального учета был продиктован большим количеством достаточно серьезных аргументов "за" в сравнении с более распространенной MS Windows. Частично эта тема уже освещалась в №35 журнала «ККМ» в статье о кассовом модуле Пакета прикладных программ «СОЛО», поэтому повторю очень кратко:
- Linux распространяется на условиях лицензии GPL (General Public License), принятой для программного обеспечения, разрабатываемого в рамках движения Open Source и проекта GNU. В переводе на русский язык это означает, что операционная система и огромное количество программного обеспечения как системного, так и прикладного свободно и бесплатно доступно как в виде скомпилированных модулей, так и в исходных кодах;
- Особые механизмы организации страничной памяти, а так же защиты памяти и процессов делают невозможным, столь привычное для пользователей Windows, «зависание», что позволяет считать операционную систему Linux «промышленной», а это никак не применимо к MS Windows;
- Значительно более серьезная, нежели в продуктах Microsoft проработка уровней прав доступа пользователей и процессов, что, при правильном назначении этих прав и соблюдении секретности хранения паролей привилегированного доступа, исключает несанкционированную модификацию кодов и данных;
- Реальная (не конкурентная, как в Windows) многозадачность и многопользовательский доступ позволяет создавать логически понятные, безызбыточные распределенные системы учета и управления, в том числе и без привязки пользователей и оборудования к конкретному месту расположения.
- Нетребовательность к аппаратной производительности;
- Возможность удаленно производить upgrade программного обеспечения, производить диагностику аппаратной части или обслуживание жесткого диска, мониторинг состояния всего оборудования в сети не выходя из офиса или дома;
- Портируемость (многоплатформенность) Linux: работает на всех более или менее известных платформах: Intel x 86, AMD, ARM, DEC Alfa и AXP, SUN Sparc, Motorola M68000 Atari и Amiga, MIPS, PowerPC. Перенос нами ППП «СОЛО» на КПК c процессором Intel XScale PXA255 сразу дал положительный результат без какого-либо изменения кода;
- Совместное использование исполняемых программ. С какого количества терминалов не входили бы в систему пользователи при одновременной работе - в память будет загружена единственная копия исполняемого кода приложения для совместного использования.
Не лишним будет напомнить, что операционная система Linux не является продуктом и собственностью какой-либо компании, а создается всем мировым Linux-сообществом и как ни одна другая операционная система подробно и качественно документирована.
Для желающих более подробно ознакомиться со всеми достоинствами Linux могу порекомендовать обратиться на сайт Линуксцентра: http://www.linuxcenter.ru/
В своей работе мы используем дистрибутив Debian, который считается одним из самых надежных и педантично проработанных. В качестве СУБД задействован Sybase, интерфейсы написаны на Python-е, что позволяет, при необходимости, «собрать» рабочие места оператора или коммерческого менеджера и под MS Windows.
Причинами, побудившими нас начать собственную разработку при всем многообразии предложения на рынке систем учета, стали:
- крайне малое количество предложений решений, работающих под «промышленными» операционными системами;
- значительная неадекватность таких решений по отношению к реально происходящим процессам с товарными и денежными потоками и, поэтому достаточно сложных для решения задач управленческого учета, восприятия работниками финансовых и коммерческих служб и, особенно, владельцев предприятий при оценке эффективности бизнеса;
- предлагаемые на рынке системы учета модульные и это обрекает пользователя на постоянную покупку дополнительных необходимых модулей, и, в результате, в короткое время стоимость таких систем от вполне понятной и реальной растет до «звездных» величин. Система изначально должна быть сконфигурирована под бизнес-процессы предприятия и иметь полное функциональное насыщение, позволяющее предприятию развиваться без дополнительной закупки каких-либо функций. Все процессы, необходимые для полного автоматизированного учета и управления предприятием, должны существовать в системе;
- большинство предлагаемых на рынке систем учета «мертвые». Продукты поставляются «как есть» и, если в некоторых и предусмотрена возможность создания дополнительных форм отчетов, то любое изменение структуры предприятия (расширение бизнеса, новые форматы предприятий), как правило, приводит к большим временным затратам и финансовым вложениям для адаптации системы автоматизации к новым условиям. Зачастую возникают ситуации, что автоматизированная система учета не только не способствует развитию предприятия, но и тормозит его.
Поддержкой бухгалтерского учета заниматься не стали изначально, в связи с необходимостью постоянно отслеживать происходящие достаточно регулярно изменения действующего законодательства и издания, не менее регулярно, всевозможных рекомендаций органов местного самоуправления, Минфина РФ и ФНС России. Приняв за основную задачу бухгалтерии необходимость правильно, своевременно и в полном объеме сдавать отчеты в ИФНС и органы Госкомстата, при возможной минимизации трудозатрат и оптимизации документооборота, и не вмешиваясь в производственный процесс, сделали экспорт проводок в наиболее распространенную в этой области программу «1С Бухгалтерия» версии 7.7 со сверткой (можно, конечно, и без свертки). «Свертка» означает представление товаров для целей бухгалтерского учета в свернутом по согласованным с заказчиком правилам виде. Это может быть и полная свертка: «пришло товаров на сумму…, отгружено товаров на сумму…», и свертка по группам товаров: «получено по отделу бакалея на сумму…, по отделу гастроном на сумму…, и т.д.» свертки по поставщикам, производителям, НДС или любым иным согласованным с заказчиком признакам. Таким образом «убивается два зайца»: достаточно версии 1С стоимостью в размере 140 долларов и компьютера под нее с обычной (а не космической) производительностью, и бухгалтер видит в накладных не тысячи записей, а необходимое и достаточное для ведения бухгалтерского учета количество строк. Таким образом, нам удалось «избавиться» от самой нетворческой части задачи учета и снизить трудозатраты работников бухгалтерии.
Из некоторых особенностей нашей системы учета, доставшихся нам «даром» от операционной системы, следует отметить возможность удаленного мониторинга не только стандартного, но и специального торгового оборудования как весы, принтера штрих-кода, POS-терминалы включая ФП и ЭКЛЗ и пр. Для систем работающих под MS Windows приходится создавать специальные, достаточно сложные модули, для выполнения части (насколько мне известно, мониторинг ФП и ЭКЛЗ для этих систем невозможен) таких функций, являющихся по праву гордостью своих разработчиков. Протоколирование изменений состояний оборудования, в т.ч. происходящего под управлением оператора, позволяет разобраться в самых сложных ситуациях с движением денежных средств, товаров и непосредственно с оборудованием, что серьезно сокращает возможности злоупотребления на местах.
Нам не было никакой необходимости в создании специальных «кассовых серверов», «весовых серверов». Прогрузка прайс-листов на кассы и весы, прогрузка скидок и дисконтов, имен и паролей кассиров, старших кассиров, администраторов с правами доступа на кассы, выгрузка текущих чеков, дневных продаж, информации по дисконтным картам и скидкам с касс, форм весовых этикеток, печать штрих-кодовых этикеток и ценников, связь с процессинговыми центрами банков и пр., происходит, в основном, стандартными средствами операционной системы в автоматическом режиме, без участия каких-либо промежуточных средств и никак не влияет на работу пользователей.
Совершенно необязательно устанавливать сервер на каждой точке при сетевой структуре предприятия. Штатными средствами операционной системы реализованы работа удаленных пользователей в терминальном режиме, обмен информацией по событию и по времени. Достаточно широко использованы средства для проверки целостности и достоверности принимаемых пакетов информации. Для работы с несколькими серверами проработан механизм двунаправленной репликации.
Единое синхронное время для всех устройств в сети: компьютеры, весы, POS-терминалы. А при синхронизации таймера собственного сервера предприятия по Time-серверам в глобальной сети это время будет еще и точное! Можно сверять собственные часы.
Чтобы избежать недостатков аналогичного программного обеспечения, предлагаемого нашими «предшественниками-конкурентами», в основу разработки системы товарно-материального учета «СОЛО» было положено два главных принципа:
- сплошная многоуровневая триггерная поддержка транзакций, позволяющая, при изменении какой-либо записи в одной из таблиц, автоматически производить соответствующие корректировки во всех зависимых таблицах. Идея себя оправдала: при корректировке документов «задним числом» нет необходимости, привычно для прочих учетных программ (от 1С до Microsoft Axapta), перепроводить последующие документы, и никогда не возникают расхождения в приходах/остатках/расходах товаров по различным отчетам;
- «прозрачная»,логически понятная система построения модели предприятия, способная максимально точно описывать фактическое перемещение товаров и денежных средств, структуру складов и торговых залов, работу персонала и финансовую политику предприятия. Такой подход позволил создать интуитивно понятный для пользователей системы интерфейс, сократить время на внедрение системы и быстро настраивать отчетные формы под структуру предприятия и представления заказчика. Возникла возможность анализировать товарные и финансовые потоки по большому количеству срезов, вводить разнообразные параметры для отчетных форм. Все это, при наличии уже описанной возможности удаленной работы независимо от прочих пользователей системы, позволяет видеть предприятие «вживую» и, получая весь спектр необходимой информации, своевременно принимать наиболее оптимальные управленческие решения. Возможность достаточно точно настроить соответствие логической модели физическим процессам значительно упрощает поиск причин излишков/недостачи товара, выявленных при инвентаризации.
Система позволяет создавать многоуровневую модель структуры предприятия из комбинации различных физических и логических складов, которые могут быть магазинами розничной торговли или оптовыми базами, комиссионными магазинами или производственными цехами, кладовками по ответственным лицам, разрубочными, сервисными складами для уценки или списания, эстакадами и т.д., причем каждый склад может иметь свое правило расценки.
Аналогично может создаваться и многоуровневая модель товаров (продукции).
Экранные формы для ввода основной информации по контрагентам, складам, товарам, накладным и пр. по естественным причинам мало отличаются от прочих аналогичных программных комплексов, да мы и не стремились к оригинальности в этом вопросе, скорее наоборот, старались сделать интерфейс максимально привычным и удобным для работы оператора. Минимизировали количество нажатий клавиш оператором для инициализации функций. Вызов практически всех функций с клавиатуры, без необходимости использования мыши (однако, для предоставления возможности работать с КПК в файле конфигурации предусмотрено включение прорисовки основных клавиш управления на экране).
За счет изначально прописанных всевозможных свойств моделей процессов и объектов и правил их взаимодействия система без затрат перестраивается на изменения структуры предприятия и поддерживает непрерывный рост и развитие предприятия.
Безусловно, в системе присутствуют различные отчеты по остаткам/движению товаров по произвольному набору складов (торговых залов) с выборками по различным параметрам: группам товаров, производителям, поставщикам и пр., для предприятий общепита, естественно, разделение кухня/бар, с возможностью назначения внутренних групп. По любому товару можно посмотреть историю его движения, что очень удобно, в частности, для поиска даты и места возникновения излишков или недостачи товара, несанкционированного изменения цены.
Предусмотрено управление кредиторской задолженностью. По каждому договору с поставщиком можно установить отсрочку платежа и лимит превышения кредита. Система по запросу сформирует график платежей с выделением просроченной задолженности с указанием сроков. Возможна автоматическая генерация платежных поручений.
По результатам анализа расхода и регулярности прихода товара от поставщика формируются отчеты по прогнозу дефицита товара по датам и план закупок. Можно посмотреть коэффициент оборачиваемости товарных запасов.
Есть статистика по работе касс: средний чек за смену и по часам, количество покупателей за смену и по часам, среднее количество товаров в покупке за смену и по часам и пр. Эта информация очень помогает при формировании дисконтной политики предприятия.
При персонализации клиентов-покупателей (персональные дисконтные карты, VIP-клиенты в кафе или клиенты гостиницы) можно просмотреть всю историю развития отношений с покупателями и не только в разрезе «выгодный – невыгодный», но и выяснить предпочтения и особенности, как каждого клиента, так и формировать группы клиентов по тем или иным признакам и просматривать их предпочтения, что помогает планировать закупки и бронировать места в кафе или номера в гостинице.
Разработано большое количество всевозможных отчетов для оптимизации ассортиментных матриц. Доступны отчеты «лучшие N-товаров по продажам с возможной разбивкой по разным торговым точкам с параметрами «лучшие по объему продаж», «по количеству продаж», «по реализованной наценке». Можно просмотреть отчет по товарам, по которым не было реализации более месяца (или иное значение) и так же отчет «худшие N-товаров по объему, количеству или реализованной наценке, с возможностью выборки пересечения этих множеств: «Первые кандидаты на вылет». Список N-товаров можно перестроить по признаку «регулярность продаж», получив список товаров «повседневного спроса» и, конечно, товаров, имеющих худшие показатели по этому признаку.
Все отчеты, при желании, можно конвертировать в формат MS Excel.
Система сразу поставляется в сконфигурированном под предприятие заказчика состоянии «под ключ» по фиксированной цене. Никогда не возникает ситуации о забывчивости поставщика и незнании покупателя о наличии какого-либо очень необходимого и очень недешевого модуля. Система легко наращивается и легко интегрируется с другими комплексами, проста в обслуживании.
Мы очень благодарны руководству торговых сетей «Саламандра», «МагДак» и кафе «Сэндвич-бар» за неоценимую помощь в коллекционировании всевозможных ошибок персонала, позволившую нам принять соответствующие меры для предотвращения возникновения неоднозначных состояний пользовательского интерфейса, серьезно усовершенствовать систему контроля критических ситуаций, а так же руководству торговой сети «ДА!лпорт СИТИ» за помощь в формировании необходимого для повышения внутренней финансовой безопасности предприятия, объема мониторинга событий на расчетно-кассовых узлах.
В. А.
Родин,
генеральный директор
ООО „ИСТКом“,
Санкт-Петербург